Гончаров Иван Александрович
Гончаров Иван Александрович
1812-1891

Навигация
Биография
Произведения
Краткие содержания
Рефераты
Сочинения
Фотографии


Реклама


Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (16)


Статья "Мильон терзаний"
Гончаров Иван Александрович - Произведения - "Мильон терзаний"

    (Критический этюд)

    Горе от ума, Грибоедова. -- Бенефис Монахова, ноябрь, 1871 г.

    Комедия "Горе от ума" держится каким-то особняком в литературе и
    отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других
    произведений слова. Она, как столетний старик, около которого все, отжив по
    очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между
    могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что
    настанет когда-нибудь и его черед.
    Все знаменитости первой величины, конечно, недаром поступили в так
    называемый "храм бессмертия". У всех у них много, а у иных, как, например, у
    Пушкина, гораздо более прав на долговечность, нежели у Грибоедова. Их нельзя
    близко и ставить одного с другим. Пушкин громаден, плодотворен, силен,
    богат. Он для русского искусства то же, что Ломоносов для русского
    просвещения вообще. Пушкин занял собою всю свою эпоху, сам создал другую,
    породил школы художников, -- взял себе в эпохе все, кроме того, что успел
    взять Грибоедов и до чего не договорился Пушкин.
    Несмотря на гений Пушкина, передовые его герои, как герои его века, уже
    бледнеют и уходят в прошлое. Гениальные создания его, продолжая служить
    образцами и источниками искусству, -- сами становятся историей. Мы изучили
    "Онегина", его время и его среду, взвесили, определили значение этого типа,
    но не находим уже живых следов этой личности в современном веке, хотя
    создание этого типа останется неизгладимым в литературе. Даже позднейшие
    герои века, например лермонтовский Печорин, представляя, как и Онегин, свою
    эпоху, каменеют, однако в неподвижности, как статуи на могилах. Не говорим о
    явившихся позднее их более или менее ярких типах, которые при жизни авторов
    успели сойти в могилу, оставив по себе некоторые права на литературную
    память.
    Называли бессмертною комедию "Недоросль" Фонвизина, и основательно, --
    ее живая, горячая пора продолжалась около полувека: это громадно для
    произведения слова. Но теперь нет ни одного намека в "Недоросле" на живую
    жизнь, и комедия, отслужив свою службу, обратилась в исторический памятник.
    "Горе от ума" появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, прошло
    невредимо чрез гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего
    появления и все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и
    все не утратит своей жизненности.
    Отчего же это, и что такое вообще это "Горе от ума"?
    Критика не трогала комедию с однажды занятого ею места, как будто
    затрудняясь, куда ее поместить. Изустная оценка опередила печатную, как сама
    пьеса опередила печать. Но грамотная масса оценила ее фактически. Сразу
    поняв ее красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на
    стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи,
    точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими
    поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения.
    Но пьеса выдержала это испытание -- и не только не опошлилась, но
    сделалась как будто дороже для читателей, нашла себе в каждом покровителя,
    критика и друга, как басни Крылова, не утратившие своей литературной силы,
    перейдя из книги в живую речь.
    Печатная критика всегда относилась с большею или меньшею строгостью
    только к сценическому исполнению пьесы, мало касаясь самой комедии или
    высказываясь в отрывочных, неполных и разноречивых отзывах. Решено раз всеми
    навсегда, что комедия образцовое произведение, -- и на том все помирились.
    И мы здесь не претендуем произнести критический приговор в качестве
    присяжного критика: реши­тель­­но уклоняясь от этого, -- мы, в качестве
    любителя, только высказываем свои размышления тоже по поводу одного из
    последних представлений "Горя от ума" на сцене. Мы хотим поделиться с
    читателем этими своими мнениями, или, лучше сказать, сомнениями о том, так
    ли играется пьеса, то есть с той ли точки зрения смотрят обыкновенно на ее
    исполнение и сами артисты, и зрители? А заговорив об этом, нельзя не
    высказать мнений и сомнений о том, так ли должно понимать самую пьесу, как
    ее понимают некоторые исполнители, и может быть, и зрители. Не хотим опять
    сказать, что мы считаем наш способ понимания непогрешимым -- мы предлагаем
    его только как один из способов понимания или как одну из точек зрения.
    Что делать актеру, вдумывающемуся в свою роль в этой пьесе?
    Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 >>>

    Гончаров Иван Александрович - Произведения - "Мильон терзаний"


    Копирование материалов сайта не запрещено. Размещение ссылки при копировании приветствуется. © 2007-2011 Проект "Автор"